Исследования
Маркетинговые исследования играют важную роль в процессе создания и продвижения бренда на рынке. Без проведения исследований на том или ином этапе не возможно грамотное построение бренда. Маркетинговые исследования – это своеобразное связующее звено между клиентом, потребителем и разработчиком. Именно проведение маркетинговых исследований помогает клиенту и агентству лучше понять и услышать как конечного потребителя, так и друг друга.
Многие факторы влияют на процесс создания бренда. Это, в первую очередь, опыт будущего владельца и разработчика бренда. Кроме того, влияние оказывают конкуренты и информация из открытых источников. Но все эти данные, хотя и являются очень ценными, тем не менее, являются данными вторичными: мнение реальных, конечных потребителей учитывается обособленно, через призму профессиональных участников рынка. В то время как грамотно проведенные маркетинговые исследования позволяют услышать не предвзятое мнение конечной целевой аудитории, выявить ее желания, потребности, барьеры восприятия, получить видение реальной картины рынка. Исследования – это эффективный маркетинговый инструмент в руках профессионала, они помогают определить те константы, на основе которых будет вестись разработка, она может следовать рыночным трендам, либо идти вразрез с общепринятым мнением, таким образом, исследования служат своеобразной навигационной системой позволяющей найти точку отсчета для всех последующих разработок.
В процессе создания и продвижения бренда на рынке существуют несколько этапов, когда учет мнения потребителя является критически важным:
- На этапе разработки идеологии бренда важно максимально полно и всесторонне изучить потребителей, понять их потребительское поведение, определить численность и другие количественные параметры целевой аудитории;
- На этапе выбора одного из вариантов разработок предложенных агентством. В этой ситуации, ориентация на мнение большинства представителей целевой аудитории, является наиболее надежным и безопасным методом выбора.
- На этапе оценки результатов проделанной работы, к примеру, это может быть оценка эффективности проведенной рекламной кампании.
Виды маркетинговых исследований
В маркетинге преимущественно используются два вида исследований: количественные и качественные исследования. В зависимости от конкретных целей исследования стандартные методики могут в той или иной степени быть адаптированы с учетом особенностей целевой аудитории, специфики материалов исследования и т.д.
Количественные исследования
Количественные исследования всегда в первую очередь направлены на получение точной статистической информации. Особенностью этого типа исследований является факт того, что полученные значения и соотношения, соответствуют этим же параметрам у всех потребителей. Это в свою очередь позволяет планировать объемы продаж, четко описывать целевую аудиторию бренда и другие параметры развития бренда. Подобные исследования требуют участия сравнительно большого числа потребителей (респондентов), это вынуждает проводить все опросы по простой, формализованной схеме (анкете). Варианты ответов, в большинстве случаев носят либо заранее установленный формат, либо числовой.
Наиболее часто используемые виды количественных опросов:
- Анкетные опросы. Уличные или телефонные. Позволяют сравнительно быстро получить информацию об определенном круге вопросов (указанных в анкете). Эффективны для предварительного определения численности и параметров целевой аудитории, экспресс выбора одного из вариантов креативного решения и т.д.
- Холл-тесты. Проводятся в заранее подготовленном помещении, в котором интервьюируемому демонстрируются заранее подготовленные материалы. Используются для подробного анализа и выбора лучшего креативного решения, изучения органолептических вкусов потребителей и т.д.
- Панельные опросы. Представляют собой регулярно проводимые масштабные опросы, как правило, среди одних и тех же потребителей, по одинаковым анкетам. Они позволяют: очень точно оценивать численность потребителей отдельных марок и видов продукции, отслеживать динамику числа потребителей, числа и объемов покупок и т.д. Проводятся специализированными исследовательскими компаниями, которые впоследствии продают подобные данные клиентам и агентствам. Существенным минусом панельных исследований является их обобщенный характер, поэтому они, как правило, могут служить лишь для общего понимания картины рынка.
Качественные исследования
Качественными исследованиями называются те, в ходе которых с представителями целевой аудитории ведется относительно свободная беседа на заранее установленные темы. Непринужденная форма дискуссии позволяет выявить информацию, которая могла быть упущена в анкете (не было соответствующих вопросов и/или вариантов ответов), а также сложные логические рассуждения или эмоции потребителя. Данные методы позволяют выявлять оригинальные и неожиданные мысли и стереотипы потребителей, на основе которых разрабатываются продуктовые свойства продукта, позиционирование и креативные идеи.
Основные виды качественных исследований:
- Фокус-группы. Дискуссия в ходе, которой принимают участие 8 потребителей и модератор (ведущий фокус-группы). Дискуссия ведется в рамках гайда (плана дискуссии). Метод позволяет респондентам свободно высказываться по обсуждаемым темам, вести межличностную дискуссию, позволяющую лучше понять потребительскую логику.
- Персональные интервью. По структуре работы напоминает фокус-группы, однако интервью ведется не с группой, а лично (интервьюер – интервьюируемый). Метод более затратный и длительный, однако, в ряде случаев значительно более эффективный. В частности, он позволяет вести более откровенную беседу, особенно на щепетильные темы (лекарства, средства гигиены и т.п.), полнее понять мнение каждого отдельного потребителя (в рамках фокус-групп часто выделяются неформальные лидеры, проталкивающие собственные идеи и оценки).
- Отдельным подвидом данных исследований являются экспертные интервью, когда дискуссия ведется с потребителем или специалистом, обладающим очень большим объемом данных по интересующей теме. Спецификой данного метода является необходимость использования специализированной лексики, способной существенно повысить результативность интервью, а продемонстрировав компетентность в профессиональной лексике – получить более развернутые и подробные ответы.
Выбор методов исследований
Существует общее правило как и в каких ситуациях стоит применять те или иные виды маркетинговых исследований, к примеру, когда исследование проводится с целью получения информации о потребительском поведении и предназначено для выработки позиционирования и/или креативных решений предпочтение стоит отдавать качественным методам, которые позволяют услышать не формализованные, оригинальные и свежие мнения. В то же время при необходимости выбора того или иного варианта креативного решения, и/или оценки численности потребителей для планирования финансово-экономических параметров развития бренда, стоит использовать количественные методы. Однако, решение о выборе методов и разработки схем проведения маркетинговых исследований безусловно стоит принимать совместно с разработчиками бренда. Опыт профессионалов поможет определиться, какой из видов исследований будет полезен на том или ином этапе работ, что в конечном итоге позволит сэкономить бюджет и в то же время добиться наилучших результатов.